Очень часто у меня спрашивают совета. Человек жалуется: дескать, шёл сегодня на работу, и по пути видел такой красивый свет/снег/небо/что угодно, но сделать фото не было возможности и времени. Когда же выхожу на запланированные съёмки, такого не случается, и фото кажутся надуманными, "притянутыми". Вот такая ситуация. Как быть?
Что мы видим? Человек печалится и даже переживает по снимкам, которые мог бы сделать тогда-то, но не сделал, потому что надо было спешить на работу, например. Причин - сотни.
Здесь нужно четко для себя определить: что именно вас привлекло в тот момент, когда обстоятельства не отпускали взять камеру и отправиться всё это снимать? Если это какие-то уникальные, действительно редкие погодные явления, то вашу обиду можно понять. Но! Мы не властны над погодой.Сегодня вам не повезло, повезёт завтра.
Что же вам так понравилось в том моменте: игра светотени, оттенки неба, силуэты проходящих людей, пустынная дорога? Сформулировать нужно как можно чётче. Все эти сюжеты с большой долей вероятности повторятся снова, именно в тот момент, когда вы будете готовы к фотосъёмке. И это будут вовсе не "надуманные и притянутые" сюжеты.
Жить и творить с чувством сожаления по не сделанным кадрам недопустимо по нескольким причинам.
Во-первых, ваше мышление занимает то, что уже не изменить, а значит, вы не акцентируете внимание на настоящем. Ваше вИдение занимает другой образ, и оно попросту не работает сейчас, в данный момент, когда вы свободны и у вас с собой фотокамера.
Во-вторых, красивые явления и сюжеты прекрасны сами по себе. Не факт, что именно в "тот самый рассвет" вы бы сделали шедевральный снимок. Фиксация моментов на фото - это только часть большого наблюдения за жизнью. Если вы видите нечто для вас интересное, а снять нет возможности, то наслаждайтесь созерцанием, "впитывайте" этот момент своим воображением, постарайтесь запомнить его детали, чтобы позже описать его. В идеале - взять блокнот и рассказать, как всё было. Созерцание без фотокамеры не менее полезно для вИдения. А в некоторых случаях оно и вовсе необходимо.
Наконец, процесс фотосъёмки всегда сродни работе репортёра. А может ли репортёр, журналист, работать на эмоциях? Даже если перед ним вдруг расцвел вдруг редчайший цветок, оставшийся во всем мире в единственном экземпляре, и он тронут этим зрелищем до глубины души, его главная задача - сделать репортаж. Эмоции не захлёстывают его, он выполняет свою задачу: ищет ракурсы, которые расскажут историю наиболее полно, обращает внимание на реакцию других участников события, на детали и окружающую обстановку. И всё это происходит быстро, слаженно, точно.
То же самое в вашей ситуации. Определив, чем вас привлек тот или иной момент, вы сможете спланировать подобную съемку при наличии свободного времени. И еще одно важное уточнение. Отправляясь снимать "тот самый" момент, который, как вы надеетесь, повторится, не думайте только о нем. Ваше мышление должно быть свободным и открытым. Часто бывает, что какой-то не сделанный кадр приводит вас к новым - не менее интересным.
Мгновение - не повторить. Но все мгновения, рассветы и закаты отснять невозможно. Желание не пропустить ничего чревато развитием настоящего фанатизма, в котором уже теряется смысл самого занятия. Жизнь - калейдоскоп моментов. Не грустите по упущенным, будьте готовы к новым.